Элективный курс предпрофильной подготовки,
межпредметный, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний,
умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и
сопровождает учебный предмет «Физика» в основном образовании школьников.
Предназначен для учащихся 9-ого класса ООШ для расширения практических умений и
углубления (или закрепления – в зависимости от категории учащихся) знаний по астрономии и физике
посредством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического
характера, а также способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.
Курс может проводиться в школьном кабинете физики, в
физической лаборатории или астрофизической обсерватории ВУЗа или учреждения
дополнительного образования (планетарий).
Форма обучения – очная.
Новизна
программы в системе предпрофильной
подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счет
практико-ориентированных приемов познавательной деятельности, активизирующих
познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические
методы. Курс выстроен таким образом,
чтобы не только дать сумму научно прикладной информации, но и выработать,
развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить,
выполнять широкий спектр различных операций и действий, включенных в единый
метод научного познания. Эти компетенции связаны с жизнью, будут востребованы в
будущем ученика и позволят ему определиться в обществе.
Методологическое
основание курса:
практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального
опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что
обеспечивает механизм закреплении и развития приобретенных знаний, умений,
навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по
физике через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в
освоении единого метода научного познания.
Формирование образовательной компетентности ученика по
физике происходит через овладение знаниями, а также целесообразными способами
деятельности. Категория «Знание» включает в себя: научные знания,
миропонимание, образовательные ценности (в том числе эмоциональное отношение к
продуктам собственной учебно-познавательной деятельности).
В понятии «Научные знания» выделят три уровня знания:
теоретические, эмпирические и научно-технические. Миропонимание представляет
собой наиболее высокий уровень мировоззрения и может быть раскрыто в содержании
обучения через представления о научной астрофизической картине мира.
Рассматривая более подробно образовательные ценности в содержании обучения,
можно выделить следующие ее аспекты: историко-культурный, экономический,
гуманитарный, экологический. Таким образом, содержание обучения в основном
образовании включает знания, умения, навыки, которые в совокупности отражают
знаниевый компонент личности обучающегося и обеспечивают репродуктивный уровень
познания через такие мыслительные операции как восприятие, запоминание,
припоминание, воспроизведение информации и алгоритмическое применение приобретенных
знаний, умений, навыков в учебной ситуации.
Способы деятельности, заложенные в содержании
элективного курса «Занимательная Вселенная», опираются на первичное освоение
методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически
заданных учителем действий по овладению содержанием этих методов на обычных
занятиях по физике. Они позволяют ученику проводить научно-пррикладные
исследования под руководством учителя, а также работать с источниками знаний,
самостоятельно добывать необходимую информацию. Таким образом, приоритетным
является не знаниевый, а деятельностный компонент, что требует применения новых
подходов в обучении.
Мотивационный
подход обеспечивает формирование
благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии,
стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное
развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых
характеристик. Необходим такой психолого-педагогический механизм
стимулирования, который обеспечивал бы эффективную деятельность всех участников
образовательного процесса. Мотивационный подход позволяет учителю осуществлять
управление обучением так, чтобы быть организующим и стимулирующим началом в
становлении и развитии личности каждого ученика. Реализация организационной
функции управления выдвигает новые задачи: учитель должен убедиться, что
учащиеся хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут
получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в
деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные
последствия.
Цели
элективного курса:
·
формирование
образовательной компетентности ученика по физике через овладение знаниями, а
также целесообразными способами деятельности;
·
развитие
познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания,
изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению
астрономии и физики;
·
развитее
способностей к коммуникативной деятельности; использование гибких межличностных
взаимодействий, разнообразных форм общения (монолога, диалога, полилога) в
процессе обучения;
·
развитие
способностей к саморефлексии собственной деятельности;
·
развитие
способностей к самоопределению с учетом собственных интересов и склонностей;
·
активизация
познавательной деятельности учащихся средствами предметов «Физика» и
«Астрономия».
Задачи
обучения:
1. Овладение учащимися способами применения знаний, а
также интеллектуальных и практических умений в области астрономических
наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления
природы;
2. мотивация выбора учащимися физико-математического или
естественнонаучного профилей обучения;
3. обучение приемам и методам коммуникативного общения в
коллективно распределительной деятельности, а также самооценке собственной деятельности, приемам
самопознания;
4. предоставление учащимся свободы высказывания, свободы
мысли, создание ситуации успеха в обучении;
5. Обучение подростков 11-14 лет дедуктивному методу
познания в качестве ведущего, воспроизведение у детей логики научного познания;
Программа составлена на 6 часов. |