История отечественного тракторостроения.
Вот уже несколько лет наша школа работает над технологическим профилем. Этот профиль предусматривает изучение сельскохозяйственных машин. Больше всего меня заинтересовал вопрос «создание отечественного тракторостроения».
Я поставил себе цель – подробно изучить историю отечественного тракторостроения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. изучение истории тракторостроения 19 – начала 20 века;
2. изучение истории тракторостроения после военного периода СССР;
3. анализ состояния тракторостроения на современном этапе.
Объектом исследования является тракторостроения России. Предметом исследования являются особенности развития тракторостроения России с 19 века до сегодняшнего дня.
Метод исследования - изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей, рытья канав, корчевки пней и многих других работ. История отечественного тракторостроения уходит вглубь XVIII века.
В 1791 году знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин изобрел трехколесную "коляску-самокатку". Самокатка приводилась в движение мускульной силой человека. 1837 году Дмитрий Андреевич Загряжский создал новый движитель – гусеница. Своими трудами, Кулибин и Загряжский указали на дверь тракторостроения.
1888 году крестьянин села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Федор Абрамович Блинов построил первый в мире гусеничный трактор «ФА». Ввиду несовершенства конструкции и отсутствие работоспособного двигателя внутреннего сгорания трактор не получил дальнейшего распространения, но своим изобретением Блинов ввёл Россию в мир тракторостроения.
Талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин стал основателем отечественного тракторостроения.
1903 год Мамин изобрёл бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе.
С 1911-1924 год создал трактора: «Русский трактор», «Гном», «Карлик», были отмечены золотыми медалями и премиями в России и за границей. В 1938–1955 гг. – возглавлял кафедру «Тракторы и автомобили» Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, сотрудничал с ЧТЗ и заводом им. Колющенко. Автор свыше 30 изобретений.
До 1917 года в России было выпущено 165 тракторов, и было закуплено за границей и завезено 1500 тракторов.
1920 год. 2 ноября Владимир Ильич Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об едином тракторном хозяйстве". Этим декретом было положено начало созданию единого тракторного хозяйства в нашей стране. Но после гражданской войны страна переживала тяжелое экономическое время, ощущается острая нехватка хороших инженерных кадров. И пока налаживалась собственное производство, было решено обратиться к зарубежному опыту, закупались лучшие образцы тракторов и на их основе разрабатывать отечественные машины.
1922 год. На основе американского трактора «Могул» создаются трактора «Коломенец-1» в Коломенске и «Запорожец» в Кичкасе.
1923 год. На основе немецкого трактора «ВД-50» создан трактор «Коммунар» в Харькове.
1924 год. На основе американского трактора «Фордзон» создается трактор «Фордзон-Путиловец» в Ленинграде. Он стал основным и выпускался до апреля 1932 года.
1925 год. Организован тракторный отдел НАМИ, который в 1946 году преобразован в Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).
С 1928 по 1940 год бурный рост тракторостроения. Строятся 2 крупных завода: в Челябинске и в Сталинграде, модернизируется Харьковский и Кировский заводы. Разрабатываются и выпускаются трактора: «С-60», «Универсал», «СТЗ-НАТИ» и «ХТЗ-НАТИ». Особенность этих тракторов заключалась в том, что они выпускались в различных модификациях, для использования в конкретных работах (обработка земли, строительство, для транспортных целей).
1940 год. СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40 % мирового выпуска их приходилось на долю Советского Союза.
Даже в годы Великой Отечественной войны работа по развитию тракторостроения не останавливалась. Строится еще один крупный тракторный завод в Алтае. Разработаны и выпускаются трактора «АТЗ-НАТИ», и «ДТ-54».
Послевоенные годы строятся еще 2 крупных завода: Владимирский, выпускающий трактор «Универсал» с различными модификациями до 1955 года, и Кировский, выпускающий трактора «С-80».
1953год. Минский тракторный завод начинает выпуск универсально-пропашных тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2. Модели тракторов постоянно модернизировались и на сегодняшний день Минский тракторный завод один из крупнейший заводов в мире.
В 1961 году создается Южный машиностроительный завод, выпускающий трактора ЮМЗ-6 прототипом которого являлся МТЗ-5.
В 1962 году Кировский завод освоил производство колесного трактора К-700 "Кировец". Это была новая веха в истории тракторостроения СССР - создание энергонасыщенной и высокоскоростной машины, состоящей из двух частей, связанных шарнирным соединением с "ломающейся" рамой. Преимущества такой компоновки очевидны: при движении по пересеченной местности рама трактора не испытывает вредных "изгибающих" напряжений, машина как бы плавно огибает все неровности.
В это же время подобного класса трактора выпускаются на Харьковском заводе. Трактор «Т-150К» шел экспортом в Америку, Европу, Австрию.
На сегодняшний день отечественное тракторостроение переживает сложное время. Но работа по созданию новейших моделей тракторов продолжается. В конструкторских бюро крупных тракторных заводов уже имеются разработанные модели тракторов способные конкурировать с зарубежными аналогами, и некоторые из них по техническим характеристикам выше зарубежных. К сожалению, они медленно выходят в массовое производство.
С конца 19 века до сегодняшнего времени отечественное тракторостроение прошло трудный и интересный исторический путь, приобрело большой научно-технический потенциал, техническое оснащение и кадры и оно готово в конкурентной борьбе осваивать мировой рынок тракторостроения.