Вторник, 18.12.2018, 16:12
| RSS

Малобугульминская средняя школа

Главная
Меню сайта

Категории раздела
учителю информатики [2]
учителю физики [1]
в помощь учащимся [21]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 73

Поиск

Статистика

Главная » Файлы » Образование » в помощь учащимся

Элективный курс по физике
[ Скачать с сервера (1.70 Mb) ] 02.11.2011, 09:05

Элективный курс предпрофильной подготовки, межпредметный, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Физика» в основном образовании школьников. Предназначен для учащихся 9-ого класса ООШ для расширения практических умений и углубления (или закрепления – в зависимости от категории  учащихся) знаний по астрономии и физике посредством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического характера, а также способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.

Курс может проводиться в школьном кабинете физики, в физической лаборатории или астрофизической обсерватории ВУЗа или учреждения дополнительного образования (планетарий).

Форма обучения – очная.

Новизна программы в системе предпрофильной подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счет практико-ориентированных приемов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким  образом, чтобы не только дать сумму научно прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включенных в единый метод научного познания. Эти компетенции связаны с жизнью, будут востребованы в будущем ученика и позволят ему определиться в обществе.

Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закреплении и развития приобретенных знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания.

Формирование образовательной компетентности ученика по физике происходит через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности. Категория «Знание» включает в себя: научные знания, миропонимание, образовательные ценности (в том числе эмоциональное отношение к продуктам собственной учебно-познавательной деятельности).

В понятии «Научные знания» выделят три уровня знания: теоретические, эмпирические и научно-технические. Миропонимание представляет собой наиболее высокий уровень мировоззрения и может быть раскрыто в содержании обучения через представления о научной астрофизической картине мира. Рассматривая более подробно образовательные ценности в содержании обучения, можно выделить следующие ее аспекты: историко-культурный, экономический, гуманитарный, экологический. Таким образом, содержание обучения в основном образовании включает знания, умения, навыки, которые в совокупности отражают знаниевый компонент личности обучающегося и обеспечивают репродуктивный уровень познания через такие мыслительные операции как восприятие, запоминание, припоминание, воспроизведение информации и алгоритмическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в учебной ситуации.

Способы деятельности, заложенные в содержании элективного курса «Занимательная Вселенная», опираются на первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий по овладению содержанием этих методов на обычных занятиях по физике. Они позволяют ученику проводить научно-пррикладные исследования под руководством учителя, а также работать с источниками знаний, самостоятельно добывать необходимую информацию. Таким образом, приоритетным является не знаниевый, а деятельностный компонент, что требует применения новых подходов в обучении.

Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых характеристик. Необходим такой психолого-педагогический механизм стимулирования, который обеспечивал бы эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Мотивационный подход позволяет учителю осуществлять управление обучением так, чтобы быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Реализация организационной функции управления выдвигает новые задачи: учитель должен убедиться, что учащиеся хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия.

Цели элективного курса:

·        формирование образовательной компетентности ученика по физике через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности;

·        развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению астрономии и физики;

·        развитее способностей к коммуникативной деятельности; использование гибких межличностных взаимодействий, разнообразных форм общения (монолога, диалога, полилога) в процессе обучения;

·        развитие способностей к саморефлексии собственной деятельности;

·        развитие способностей к самоопределению с учетом собственных интересов и склонностей;

·        активизация познавательной деятельности учащихся средствами предметов «Физика» и «Астрономия».

Задачи обучения:

1.     Овладение учащимися способами применения знаний, а также интеллектуальных и практических умений в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы;

2.     мотивация выбора учащимися физико-математического или естественнонаучного профилей обучения;

3.     обучение приемам и методам коммуникативного общения в коллективно распределительной деятельности, а также  самооценке собственной деятельности, приемам самопознания;

4.     предоставление учащимся свободы высказывания, свободы мысли, создание ситуации успеха в обучении;

5.     Обучение подростков 11-14 лет дедуктивному методу познания в качестве ведущего, воспроизведение у детей логики научного познания;

Программа составлена на 6 часов.

Категория: в помощь учащимся | Добавил: admin
Просмотров: 511 | Загрузок: 66 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Мини-чат


Малобугульминская СОШ & Alternetsoft 2018